RusPets Воспитание Породы Болезни  
       
       

Появление собаки в доме
Особенности искусственного вскармливания
Наблюдение за ростом и развитием щенка
Полный отъем щенков от матери
Выбор щенка, начало воспитания
Подсосный период.
Прикорм
Мечение щенков
Выбор щенка, начало воспитания
1. Особенности щенков по возрасту (общая часть и периоды развития)


Развитие щенка, его размеры, рост, их особенности в основном зависят от возраста, в котором он сейчас находится.
Для того чтобы все шло по плану, в соответствии с намерениями воспитать здоровую и организованную собаку, необходимо уже со щенячьего возраста учитывать все особенности.

Следуя многолетнему опыту практики служебного собаководства, принято различать 5 основных этапов развития и роста собак:
1) внутриутробный, продолжительностью от 58 до 66 дней;
2) подсосный, период от рождения до 30-45 дней от роду;
3) щенячий период, продолжительностью от 1 до 6 месяцев;
4) период молодняка, который продолжается 6 до 10 месяцев;
5) период молодой собаки, продолжающийся с 10 месяцев до 2-2,5 лет.

Неоценимый, масштабный вклад в изучение особенностей роста и развития собак внесли ученые Института Физиологии имени Павлова Академии наук СССР, такие как Кассиль, Вавилова и другие.

В своих трудах они выделяли 4 периода в жизни собак от рождения до половой зрелости и подробно описывали изменения, которые происходили в организме щенков, а также изменения, которые были замечены в их поведении и характере.


Владея данными проведенных исследований, ученые составили важнейшие практические рекомендации по воспитанию, дрессировке щенков.


Первый период:
с 1 по 18-21 день жизни щенка – это период преимущественно адаптационный, безусловно, рефлекторный. Щенки рождаются слепыми, глухими, не приспособленными к самостоятельной жизни, постоянно нуждающимися в материнской заботе и уходе.
Однако уже с первых дней они обладают небольшими навыками и собственными достижениями – они находят соски и сосут молоко матери, немного ползают.
У них уже функционируют органы чувств – вкусовые, кожно-температурные, обонятельные, вестибулярные отделы.
С первых дней жизни у щенков отмечается стремительное увеличение массы тела (и головного мозга в том числе).
Большую часть дня маленькие щенки спят.
Примерно на 18 день жизни щенки видят, слышат, способны различать объекты в зоне видимости, вырабатывать необходимые рефлексы.
К 19-21 дню жизни щенки уже способны самостоятельно стоять, ходить, вскоре и бегать, проявлять реакцию на внешние раздражители, при необходимости использовать оборонительные рефлексы.
Это серьезный этап в развитии, с этого времени собаки приобретают свой собственный жизненный опыт, приспосабливаются к условиям жизни, внешним факторам.

Второй период:
с 18-21 по 30-35 день – этот период обозначен как первичная условнорефлекторная адаптация.
В этот период также происходит интенсивный ежедневный рост массы тела щенка (в том числе головного мозга).
Щенки проявляют условные рефлексы не только с помощью пищевых раздражителей (еда, лакомство), но и на оборонительное усилие (например, нажим рукой).
Однако эти рефлексы еще не подкреплены быстротой реакции, скорость образования рефлекса мала, необходимо многократно повторять и вырабатывать упражнение.
Во втором периоде щенки интересуются окружающим миром, начинают отходить от матери, несколько щенков играют вместе, накапливают жизненный опыт.

Третий период:
с 30-35 дня до 8-12 недель – считается периодом экзальтационным.
Период особенно важен в части возможности начальной дрессировки и начала воспитания щенков.
Ежедневный прирост массы тела в этом периоде немного замедляется. Щенки могут жить уже без матери, уход и заботу о них берут на себя владельцы.
В этом возрасте поведение щенков имеет сходные признаки, они легко идут на контакт с человеком, проявляют ласку и любознательность. Ими тщательно исследуются все новые объекты во владениях хозяина.
В предыдущем периоде развития щенки при появлении внешнего раздражителя проявляли лишь настороженность, то в этом периоде они исследуют раздражитель.
Примером может служить встреча с незнакомцами, щенок подбегает, обнюхивает, проявляет ласку, прыгает или поднимает лай.
В этот возрастной период у щенков вырабатывается масса положительных навыков, поэтому важно занимать с собакой, не упуская драгоценное время для занятий.
Начиная с полуторамесячного возраста нужно приучать щенка к кличке, затем ознакомить его с командами «Место!», «Гуляй!», «Ко мне!».
Не нужно сразу нагружать его, действуйте поэтапно.
Некоторые команды еще рано изучать («Сидеть!», «Лежать!», «Фу!»), потому что собака еще не способна вырабатывать тормозные реакции. Ученые объясняют это неодновременным созреванием в морфологическом и физиологическом плане. Возбуждающие и тормозные центры действуют несогласованно.
Эти команды можно начать изучать к концу третьего периода и в начале четвертого, тогда они уже будут обладать нужными навыками торможения.
Если начать заниматься раньше, не соблюдая эти правила воспитания, то усилия будут напрасными, при повышенной нагрузке на собаку может наступить нервное торможение, которое приведет к болезни животного.

В третьем периоде собаке необходимы регулярные прогулки, которые не должны проходить неподготовленно, требуется иметь усложнение по длительности и отличий окружающей обстановки. Для щенка это важно для физического развития и накопления жизненного опыта.


Четвертый период:
с 8-12 недель до 6-7 месяцев – это период формирования особенностей нервной системы собаки.
Собака приобретает свои поведенческие особенности, характеризующие ее нервную систему с той или иной стороны.
Можно выявить поведение животного, которое при появлении раздражителя, незнакомца, проявляют исключительно оборонительную и пассивную позицию. Они наблюдают за раздражителем со стороны, когда незнакомые действия кажутся им угрожающими, то многие щенки просто убегают.

В этом возрасте навыки претерпевают изменения, у собаки понижается исследовательский интерес, и появляются оборонительные навыки.
Меняется характер самой оборонительной реакции. У щенков она возникает только на простые раздражительные действия, оценивающиеся соответствующими анализаторами органов чувств.
При уравновешенном правильном воспитании (отвлечением щенка лакомством, успокоение) данная реакция проходит быстро и заменяется необходимым ориентировочным рефлексом.
У щенков старше 3-4 месяцев пассивно-оборонительные действия проявляются не только на изолированные раздражители, но и на сложные (новые предметы, люди, незнакомые животные). В этом периоде развития щенки уже способны проявлять аналитико-синтетическую деятельность.
В любом случае, всегда необходимо учитывать возрастные особенности и знать, что угасание пассивно-оборонительной стадии на комплексные раздражители происходит медленнее, чем на простые формы раздражителей. Это требует многократного повторения упражнения на воспитание, терпения со стороны владельца, бережного отношения к собаке.
Обучение и сроки появления реакций являются сугубо индивидуальными показателями и могут отличаться у разных щенков разных пород.